Denis Kolesnikov wrote in thpectrum

Category:

Об альтернативах "необходимости" владения логикой для освоения материала курса системного мышления

0) Насчёт преподавания: 

Математика, физика и другие несколько веков назад были подвластны единицам. Но даже сейчас, когда уже обкатаны «способы обучения», многие не могут совладать с фундаментальными науками. Для СМ мы тоже хотели бы иметь эффективные способы обучения. 

Моя позиция - педагогику как дисциплину "ещё не изобрели”, она в таком же положении, как и физика при Аристотеле: концепция есть, отдельные закономерности (закон Архимеда) известны - но чего-то критически важного не хватает. Например, у древних греков не было понятия мгновенной скорости - скорость они умели измерять только для равномерного движения, составляя пропорцию: если за 2 часа путник прошёл 10км, то за 3 часа он пройдёт 15 км. Инновация измерять скорость в км/ч ещё не была внедрена, делили друг на друга только величины одной размерности!

Так вот, с педагогикой тоже самое - чего-то критически важного явно не хватает. Выделяю 4 ключевые проблемы, которые ждут своих инноваторов:

  1. Как сформировать навыки критического мышления и оторвать средний уровень от дна?

    Так, мифы/возражения о происхождении человека транслируются неизменными с 19 века - см. интервью со Станиславом Дробышевским https://www.youtube.com/watch?v=x66ttqQOe0g — за 150 лет можно было бы написать учебник, в котором разбираются псевдоаргументы типа «если обезьяна эволюционировала в человека в прошлом, то почему она не эволюционирует сейчас?» ; (онто)логические ошибки также не меняются - но если нет активного изобретения новых, что мешает систематизировать старые и научить их выявлять?
  2. Как не создавать иллюзии знания в ходе обучения https://vikent.ru/enc/691/, когда студент осведомлен о предмете, но задач “из реальной жизни" решать не умеет? Вместо этого он воспроизводит сведения по памяти и по шаблону подставляет чиселки в формулки; референты понятий назвать не может, область применимости модели не знает...
  3. Как поставить навыки работы и обучения в группе? Как распределять роли в группе для решения сложных задач? Как нивелировать негативные эффекты работы в группе — как не вводить соседей в заблуждение и не давать возможности сачковать: сосед за меня подумал, значит я могу не думать? http://erazvitie.org/article/pervyj_kavaler_minervy 
  4. Как воспроизводить процедурное знание? как не тупеть от дефицита качественных материалов? как и где найти ресурс развития - чтобы завтра обладать большим спектром возможностей, чем сегодня?

    Энергетический подход - "знание как топливо”: выскажу гипотезу — погружаясь в «цветущую сложность» и не умея упорядочить свой опыт, извлечь из него знания, чтобы преобразовать их и применить в новой ситуации, человек активно глупеет: 
Понятие EROI ввел в научный оборот биолог Чарли Холл, занимавшийся изучением лосося. Он и вывел нехитрую формулу: если лосось получает с пищей меньше энергии, чем тратит на ее добычу (EROI <1), то рыба умирает. Если энергии с пищей лосось получает больше, чем расходует (EROI > 1), то он способен расти и размножаться. По отношению к популяции этот принцип выглядит так: если вследствие сокращения кормовой базы EROI <1, то численность популяции сокращается, если EROI = 1, она стабильна, если EROI > 1, то численность популяции растет. Для тех, кто не понял, объясню еще проще: если вы заблудились в лесу, не пытайтесь утолить голод, собирая ягоды, потому что потратите на их сбор больше калорий, чем получите (EROI <1). А вот грибы – пища очень калорийная, и сбор их в сезон не требует больших усилий (EROI > 1).

Источник: Homo Unus т.3


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic