Categories:

Драфт курса "Коммуникация в команде"

Пион писала о двух направлениях развития базового курса по онтологике: схематизация, научное мышление; и коммуникации в команде, коллективное принятие решений.  Она предложила мне подготовить курс по одному из них — про коммуникацию в команде. Это направление я считаю очень важным, поскольку многим участникам рабочих коллективов немного знаний и практики помогли бы значительно улучшить взаимодействие. Поэтому я с радостью согласился и, наконец, выкатываю черновую версию. 

Здесь не указана большая часть практики, но она заложена в курс наряду с домашними заданиями, и я надеюсь ей посвятить большую часть времени.

Вечер 1. Введение. Целеполагание коммуникации

Слова и их связь с физическим миром:

  • Абстрактные объекты
  • Метафора карты и территории
  • Семантика и прагматика
  • Распознавание и уточнение расплывчатых формулировок до связи с физическим миром

Анализ проектных ролей:

  • Интерес, предпочтение, намерение. Определение по речи
  • Что легко спутать с проектной ролью, но ей не является

Вечер 2. Цели и запросы

Коммуникация:

  • Понятие сигнала и шума
  • Источники затрат на коммуникацию

Принципы кооперации Грайса:

  •     Полнота
  •     Качество
  •     Релевантность
  •     Форма
  •     Речевые импликатуры

Конфликтология:

  • Конфликтность в общении
  • 4-шаговая модель (наблюдение, ощущения, потребности/интересы, запрос)
  • Применения 4-шаговой модели к себе и к собеседнику

Вечер 3. Вопросы и аргументация

Убеждения о мире:

  • Что такое убеждение и почему они на нас влияют
  • Когда нужно, а когда не нужно разбирать разногласия
  • Как переформулировать убеждение так, чтобы было понятно, о чём речь
  • Примеры убеждений из разных сфер жизни

Уличная эпистемология — бесконфликтный способ повысить требования к качеству информации при помощи вопросов:

  • Более и менее надёжные методы познания
  • Схема диалога. Уточняющие вопросы, исследование эпистемологии (методов познания) собеседника, проверка методов на надёжность
  • Взаимодействие с собеседником: раппорт, идеологический тест Тьюринга

Аргументация:

  • Структура аргумента. Решение, тезис и его анализ, важность, анализ альтернатив
  • Взвешивание аргументов. Как понять, чьи аргументы сильнее

Что делать после диалога? Решения и предложения на основе изложенных аргументов и ответов на вопросы:

  • Как сохранить лицо себе и собеседнику
  • Примеры простых экспериментов. AB-тестирование

Вечер 4. Интеграция полученных знаний

Упражнения:

  • Применение инструментов к заготовленным кейсам. Участники будут в парах обсуждать, где какой подойдёт, где какой — нет, и почему. А потом я выдам ответы.
  • Перекрёстный коучинг: люди бьются на 3 группы, каждому выдается один из трёх инструментов (анализ проектных ролей, конфликтология или УЭ/аргументация), и они рассказывают, как применить назначенный им инструмент к чужому кейсу. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic