Categories:

Объединенная онтологика

Решили провести эксперимент и соединить курсы линейки онтологики в один, чтобы давать какое-то целостное понимание студентам.

1. Вечер первый

1. Прагматизм:

— Нет различия в следствиях — нет различия в идеях;

— Содержание идеи или понятия в тех практических действиях, которые из этого следуют;

— Критерий истины — полезность;

— Иногда нет полной информации и приходится верить в то, что предположение сделано верное; потом действовать исходя из этой веры.

2. Семантика и прагматика:

— О том как на самом деле и о том, как нам удобнее для чего-то;

— Слова как точки в пространстве смыслов;

— Объяснение и предсказание;

— Все контекстно зависимо, слова это просто знаки, которые каким-то образом отсылают или не отсылают нас к кусочкам реальности;

— Главное, что мы принимаем во внимание — это действие. И оно должно быть целеориентированно. Целеориентированность в действии никогда нельзя терять из виду, хотя конечно все время все пытаются отвлечься на то, как на самом деле;

Правильные вопросы: зачем я это делаю? чем полезно это высказывание? что для меня означают в плане действий эти слова?

Неправильные вопросы: что это значит на самом деле? что значит то или иное абстрактное понятие? как нужно поступить чтобы быть хорошим человеком?

3. Спектр мышления от интуитивного до формального:

— Обучение и написание мануалов;

— Инструменты той и другой части спектра;

— Онтологии той и другой части спектра.

4. Построение онтологий:

— Онтология, онтика, домен, онтологическое описание;
— Индивиды, классы, классификаторы;

— Онтологии разных уровней;

— Теория теорий: концепты как теории, прототипы и объекты, объекты и отношения;

— Классификация, специализация, композиция;

— Иерархии по отношениям. Холархии.

— материальные и нематериальные объекты;

— Метафора карты и территории;

— Размытые понятия и абстрактные понятия;

— Абстрагирование и моделирование (начало) (схема с кружочками и акторами, уровнями абстрагирования и т д).

— Выделение объекта из фона. Вьюпоинт. Проектная роль.

2. Вечер второй

Построение схемы/схемоида из текста

— использование разных методов в разных частях спектра

— как сделать схему понятной не только схематизирующему

— как сделать схему используемой

3. Вечер третий

— классы, классификаторы

— иерархии по типам отношений

3. Вечер четвертый

Написание текстов из схем

— выбор языка под адресата

— управление вниманием читателя

— передача неявных смыслов

4. Вечер пятый

Моделирование

— Модель и онтика. Что угодно модель чего угодно;
— Моделирование в классах. Переносим закономерности из проекта в проект (накопление знания);

— Текст — основной тип модели. Восстанавливать модель из текста — ключевой навык;

— Модель = схема/схемоид+интерпретатор;

— Какие модели для чего нужны и полезны;

— Способы получить модели — от других, из себя, из мира;

— Экзокортекс;

— Простые и компактные модели. Байесианство (основы), причинный вывод, законы;

— Коллективное моделирование. Для разных акторов существенное разное. Если хотите вместе пользоваться моделькой, то придется подумать и учесть, что для ваших остальных участников будет существенным;

— Найти и не терять интересный вам уровень абстракции. Знание принципов и опыт;

— Вероятностная природа знания;

— Как мы мержим модели — через 4D.

5. Вечер шестой

Роли и ролевые интересы

— интерес, предпочтение, намерение

— лидерство — помощь другим людям во вхождении в роли

6. Вечер седьмой

— Грайс

— Принципы кооперации

— Импликатуры

— Как делать импликатуры явными (аудитория кидает примеры, я говорю "отлично, дома придумайте ещё своих и запишите, что запомнили")

— Конфликт и его виды

— конфликтология в духе 4D

— 4-шаговая модель с описанием каждого шага 

7. Вечер восьмой

Вопросы и аргументация

—  Убеждение

— Зачем понадобится в материале этого дня (это слово для штуки, которую можно аргументировать и шатать вопросами)

— Что такое и какие примеры есть из разных сфер жизни

— Структура аргумента

— Место аргументации в схеме, где проектная роль-намерение-интерес-предпочтение-модель

— Чеклист из вопросов, которые нужно себе задать ("а есть ли про это у меня в аргументе?")

— Взвешивание с аргументацией оппонента

— Как разворачивать аргумент на ходу

8. Вечер девятый

—  Уличная эпистемология: что такое и зачем

— Схема диалога

— Пример

— Критерии надёжности методов познания

— Примеры некоторых (ненадёжных) методов познания: насколько адекватен метод познания степени уверенности. Его устойчивость к применению другими людьми.

9. Вечер десятый

— Разбор кейсов на тему "что здесь можно было бы применить в плане коммуникации"

— Разбор кейсов участников/Мастермайнд /перекрёстный коучинг (в зависимости от количества участников)

10. Вечер одиннадцатый

1. Байес:

— Гипотезы и обновление убеждений;

— Мышление по байесу, байесианская онтология;

— Байес, шансовая форма;

— Когда мы обновляем модель?

— Откуда брать априорную вероятность?

— Как выглядит свидетельство?

— Что с этим делать?

— Вывод и прикидки;

— Вычисления Ферми, как измерить все, что угодно;

— Черный и прозрачный ящик.

2. Типичные ошибки:

— Игнорирование априорной вероятности;

— Игнорирование контрфактических суждений; 

10. Вечер двенадцатый

Контрфактические суждения:

— Научное мышление;

— Причинный вывод;

— Построение причинно-следственных связей

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic