Categories:

Продолжение о рациональности и рационалистах

Некоторое время назад у меня тут был пост про то, что делает рационалист, и там были всякие слова, важные для понимания того, в каком мире он живет. 

И я обещала объяснить эти слова, так вот, готова объяснить первую часть. Для этого есть слинкованный пост, на который буду ссылаться в скобках, туда можно ходить и почитывать. 

Цитаты из старого поста со ссылкой, как это затронуто в курсе по онтофитнесу:

У рационалиста есть навык к решению задачи подходить с активной позиции, то есть часто делать из нерешаемого — сложно решаемое, а потом и решаемое, а потом простое и давайте объясним это детям. (п. 1.5.)

Рационалист умеет добывать информацию: он оценивает приоры, он смотрит статистику  (п. 3), он пользуется инструментами всего спектра мышления (п. 1.), чтобы построить модель, которая позволит ему предсказать будущие события с оптимальной точностью. (п. 2. и 4.) Он оценивает вероятность с помощью Байеса, и калибруетсвое быстрое мышление на новые, более точные эвристики. (п. 1.4., п. 3.)

Рационалист умеет обрабатывать информацию: он умеет понять, что из входящей информации важно для моделирования, а что не особенно. Он умеет учитывать свидетельства с правильным весом. (п. 2. и 3.) 

Рационалист умеет коммуницировать с другими рационалистами: у них свой язык, который позволяет передавать ровно то, что имел в виду, для этого используется терминология эмпиризма, моделирование, много уровней рефлексивности и построений динамической эпистемической логики. (п. 4. и 2.5.)

Рационалист умеет коммуницировать с другими людьми: он знает паттерны, по которым работает человек по умолчанию, относится к ним, как к явлениям природы и умеет передавать информацию прагматически— чтобы было сделано то, что должно быть сделано, и у коммуникации была понятная цель. (п. 4. и 2.)

А вот то, что осталось незатронутым в курсе:

(избегая по пути кучи сценариев провала)

Что за сценарии провала часто встречаются, и как их избегать, я учу в других курсах

С оптимальной точностью, потому что рационалист оптимизирует процесс оптимизации модели, и тратит такое количество усилий, чтобы добавочная точность все еще обладала положительной полезностью

Оптимизация оптимизации относится к сфере исполнения, и здесь нужно ввести весь инструментарий подсчета ожидаемой полезности. В принципе, этому учат на тервере и всякой экономике. 

Он знает, как отличить зависимые события от независимых и не попадается в ловушки псевдоаргументов. Он умеет проверять полученную модель об реальность научным методом: формулирует гипотезу, предсказание, оценивает количественно свою уверенность, формулирует фальсифицирующий результат, проводит экперимент и снова учитывает его результаты как свидетельство. Рационалист не привязан к своей картине мира и может ее менять, исходя из полученных данных. 

Отчасти это есть в виде рекомендаций про формулировки, но акцент в теперешнем курсе не на этом. А этот материал все в тех же других курсах

Рационалист умеет принимать решения: оценивать, сколько ресурсов должен сожрать процесс принятия решения, каким требованиям оно должно отвечать с учетом всех факторов, в каком варианте какая полезность и как сделать, чтобы оно реализовалось, не убившись по дороге о то, что другие люди не рационалисты. 

Это очень крутой скилл моделирования, отчасти он есть в пунктах 2.3. — 2.6. и 4., но не в нужном объеме, конечно. 

Рационалист умеет действовать: он управляет вниманием, моделирует процессы и других людей и умеет предсказать, какие процессы и явления будут в конкретном куске реальности, который ему нужно изменить. Это позволяет рационалисту управлять сложными вещами и работать в команде. Если что-то идет не так, рационалист правильно обрабатывает входящую информацию и умеет по ходу дела корректировать свои модели и делиться ими с командой. Рационалист всегда спрашивает “могу ли я узнать, какие факторы дали такой результат?”

Это уровень рациональности advanced. Ключевая компетенция рационалиста, по которой видно, учился он или халявил. И про это еще нет настоящего курса, а может и не будет, потому что формат курса для этого не подходит. 


Такие вот у нас изменения, а у вас?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic